- 1.0 Рейтинг
- 2930 Просмотров
- Обсудить
Шорина Елена Николаевна
ГБПОУ "Бежецкий промышленно-экономический колледж"
ГБПОУ "Бежецкий промышленно-экономический колледж"
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная работа формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению долга гражданина по защите интересов Отечества. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, которая обладает качествами человека-патриота Отечества и способна успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Воспитание патриота Родины – одно из основных условий национального возрождения. Функционально грамотным патриотом является гражданин, который любит свою страну, умеет реагировать на перемены, происходящие в стране, защищать свое человеческое право.
Мировая история патриотического образования уходит своими корнями вглубь веков. В современном мире все ведущие страны уделяют патриотическому воспитанию молодежи большое внимание. В России воспитательная работа по патриотическому образованию подрастающего поколения делится на следующие сферы: военно-патриотическая, научно-образовательная, духовно-религиозная. В нашей стране приняты государственные программы по патриотическому воспитанию, принимаются предложения по разработке закона о патриотическом воспитании молодого поколения. При разработке такого закона должны учитывать накопленный опыт и, вместе с тем, учитывать недочеты в воспитании подрастающего поколения, поскольку именно молодежь – это будущее нашей Родины.
Происходящие в последнее время события подтверждают, что экономическая нестабильность, социальное расслоение общества, разложение духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание российских граждан, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования в качестве важных факторов формирования патриотизма. Все более заметна постепенная утрата российским обществом традиционных ценностей. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено настоящее понятие интернационализма. В сознании граждан получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к стране. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В таких условиях необходимо решение на уровне острых вопросов системы образования патриотизма у молодого поколения в качестве основы консолидации граждан и укрепления страны.
Понятие патриотизм включает формирование любви к своей семье, своему родному краю, своему обществу, природе, стране, планете Земля. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические и психологические. Необходимо воспитать деятельного патриота своего государства, а не стороннего наблюдателя. Формируя патриота, в первую очередь, необходимо видеть в нем человека, личность. Поэтому патриот – это личность, проникнутая патриотизмом, т.е. преданностью к своей Родине, своему народу [1, с. 16]. С психологической точки зрения – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, которое берет своё начало в национализме. Приписывая иным гражданам патриотические чувства, определенным событиям патриотическую окраску, оценивающий тем самым даёт положительную характеристику. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей стране, но фактические наполнения понятия способны быть кардинально противоположными. Так, в зависимости от мнений, на которых строит высказывающий оценку, один и тот же гражданин может подходить, а может не подходить под определение патриота. Патриотизм отвергается универсалистской этикой, которая полагает, что гражданин в одинаковой мере связан нравственными узами со всем обществом в целом. Феномен патриотизма в качестве одного из фундаментальных компонентов общественного сознания имеет комплексную структуру. Он объект изучения ряда общественных наук, и, в первую очередь, истории, этнологии, социологии, политологии. В российской социальной психологии вопрос патриотизма до последнего времени не ставился и не являлся традиционным. Но это не означает, что социальные психологи вообще не проявляли никакого интереса к его изучению. Исследование данного вопроса, в определённой степени связанного с феноменом патриотизма, имеет давнюю историю в этнической психологии и психологии межгрупповых отношений. В психологии накоплены достаточно обширные данные, которые позволяют выделить вопрос патриотизма как самостоятельного объекта исследования, использовать для описания этого феномена соответствующий концептуально-терминологический инструментарий и обозначить его социально-психологическую специфику.
Патриотизм является одним из основных элементов национального самосознания граждан, который выражается в чувствах любви, гордости и преданности своей Родине, ее истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга ее защиты, а также в признании самобытности и самоценности иных народов, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом. Это та духовная сила, приводящая в действие потенциалы и средства, которые поддерживают единство общества: язык, национальная культура, чувство исторической традиции и преемственности, национальные черты религии, целостность и неприкосновенность территории. Поэтому угасание патриотизма – самый верный признак кризиса общества, а его искусственное разрушение – путь уничтожения народа [3, с. 314].
На уровне отдельной личности патриотизм может рассматриваться в качестве одного из элементов его личностной подструктуры и относиться к области высших чувств и устойчивых личностных особенностей (ценностей, убеждений, норм поведения, критериев оценки социальных явлений).
К патриотизму невозможно призвать. Важно медленно и серьезно воспитывать духовное начало у молодых людей. Тогда они сами обратятся к патриотизму. Точно так невозможно заставить верить; невозможно просто привести в церковь и сказать: верь. Патриотизм появляется через внутреннее побуждение личности, через сознание своей причастности к обществу, Отчизне, и тем самым к человечеству.
2016 год – год 71-летие Победы в Великой Отечественной войне – благодатная почва для воспитания патриотизма. Во многих молодежных организациях и учебных заведениях планируется проведение комплекса мероприятий военно-патриотической работы, создание музейных экспозиций и организация работы патриотических и военно-патриотических, военно-исторических и культурно-исторических, военно-технических и военно-спортивных клубов и объединений, клубов и учебных пунктов будущего воина, офицера, проведение дней и месячников защитника Отечества, военно-патриотической работы и подготовки к военной службе, «Вахт памяти» и поисковых мероприятий, военно-спортивных игр. Важен выпуск учебных пособий, которые раскрывают значение проводимых в России социально-экономических и культурных преобразований, роль страны и молодого гражданина в судьбе русского народа. Рекомендую активное привлечение ветеранских и творческих организаций и союзов к деятельности с молодым поколением, использование их опыта и духовного потенциала с целью сохранения и преемственности славных боевых и трудовых подвигов. Важно продолжение деятельности по восстановлению и поддержанию в должном порядке памятников погибшим воинам через шефство молодежных общественных организаций и органов по работе с молодежью над мемориалами и захоронениями воинов, которые погибли в годы Великой Отечественной войны; увеличение количества участников экспедиций по поиску и захоронению останков воинов, павших во время Великой Отечественной войны; продолжение деятельности по взаимодействию с ветеранами в рамках проведения военно-патриотических встреч, «Уроков мужества», забота о ветеранах войны. Их уже совсем мало осталось – непосредственных участников боевых сражений. Тех, благодаря кому люди ходят по этой земле, могут жить и работать под мирным небом, строить дома, воспитывать детей… Ветераны войны – люди особой закалки и особого духа. Перенеся все ужасы и тяготы войны, выстояв, всем смертям назло, они остались не только настоящими патриотами своей Отчизны. Они не умеют и не могут жить лишь ради себя, жаловаться на жизнь, просить за себя. Не так воспитаны. На иных идеалах, иных ценностях.
Часто говорят: «День Победы – наш общий праздник». Но раз так, то все ветераны – это общие родители, общие деды и прадеды. Не должно быть «чужих». Не должно быть такого, чтобы раз в год – праздничная открытка, а дальше – забвение. Это наша история, наши корни. Забыть – значит, предать, в первую очередь, себя…
9 мая – это праздник ветеранов и для ветеранов Великой Отечественной. Поэтому мы должны уделить максимум заботы и внимания всем насущным вопросам и нуждам ветеранов, создать достойные условия для них. Прежде всего, заботиться об их здоровье, оказывать посильную социальную помощь, видеть, что необходимо сделать для создания достойных бытовых условий. Каждому ветерану, который проходит лечение в медицинских учреждениях, каждому одинокому участнику или инвалиду войны необходимо обеспечить индивидуальный медицинский уход, в том числе и на дому. Важны оказание адресной медицинской и социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, благоустройство и восстановление памятников воинской славы и мемориалов, просветительская работа среди молодых людей, организация концертных тематических программ, спортивных соревнований.
Возрождение патриотизма – шаг к возрождению нашей страны. Именно патриотизм является духовным достоянием граждан, одним из важных компонентов общественного сознания, составляет духовно-нравственную базу в жизни граждан, особенно молодежи. Патриотическое воспитание – важное условие решения ключевых задач, которые стоят перед нашей страной [2, с. 57]. Увековечение памяти людей, которые проявили героизм при защите Родины во время Великой Отечественной войны и в иные сложные для Отечества исторические периоды – святой долг и почетная обязанность молодых россиян.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие для вузов [Текст] / А.Н. Джуринский. – М.: Форум, 2008. – 511 с.
Рыжов, А.Н. Концепция «нового воспитания» и ее реализация в деятельности педагогов-реформаторов в странах Запада и России конца XIX – начала XX вв. [Текст] / А.Н. Рыжов. – М.: Форум, 2004. – 222 с.
Самарец, Г.А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе [Текст] / Г.А. Самарец. – М.: Инфра-М, 2001. – 225 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.