Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » »

Воспитание толерантности как одного из базовых свойств личности студента среднего профессионального образования

Горлова Елена Владимировна
Малиновская Ирина Олеговна

ОГАПОУ "Белгородский индустриальный колледж" г.Белгород


В современном мире, где глобализация охватила все стороны жизни общества, мы наблюдаем, как все чаще сталкиваются интересы разных групп людей, национальностей, религий, где молодой человек получает массу информации о проявлениях человеческой жестокости, особое значение приобретает воспитание толерантности как одного из базовых свойств личности.
Вопрос о терпимости требует серьезного подхода к определению ее сущности и роли. В современной литературе нет единого понимания термина «толерантность», как нет и единого подхода к ее изучению. В большинстве случаев, толерантность отождествляется с терпимостью. Только В.А.Лекторский выделяет четыре возможных способа ее понимания:
– как безразличие к существованию различных взглядов и практик;
– как невозможность взаимопонимания (уважение к другому, которого, вместе с тем, невозможно понять, с которым невозможно взаимодействовать);
– как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним;
– как расширение собственного опыта и критический диалог.(1)
Еще недавно толерантность рассматривалась, в основном, в контексте межрелигиозных и межнациональных отношений. Этот аспект не только не утратил своего значения, но и приобретает все большую остроту в связи с политическими событиями в Европе, на Среднем Востоке, на юго-востоке Украины, в контексте борьбы с терроризмом. Выступая в Саранске на первом заседании Совета по межнациональным отношениям, В.В.Путин отметил, что сегодня все чаще под видом развития демократии и свободы поднимают голову разные националистические группы. Они участвуют и в митингах, и ведут работу в Интернете, и в подростковых клубах, в студенческих сообществах, выступают с лозунгами то русского, то татарского, то кавказского, то какого-то другого регионального национализма. По сути, все они подталкивают, провоцируют сепаратистские разъединительные тенденции в нашей стране. Важно переломить эти опасные тенденции и влияния. И мы вместе должны добиться того, чтобы одним из ключевых понятий в жизни нашего общества стала толерантность (3).
Однако сегодня проблема терпимости стала гораздо многограннее и сложнее. В современных условиях понятие спокойного отношения к людям, которые чем-либо отличаются от тебя, имеет множество аспектов и может предполагать отношение к представителям старшего поколения, к людям с ограниченными возможностями, к выходцам из других регионов страны, к иностранным студентам, к представителям различных молодежных субкультур и т.д.
Если согласиться с тем, что толерантность понимается как способность видеть в другом человека, признавать права его личности и сознательно подавлять чувства неприятия, которое вызывается непохожестью другого, можно понять необходимость воспитывать в молодежи это сознательное спокойное и терпимое отношение к иным людям.
«Невежество - основа практически всех конфликтов… Поэтому чем активнее просвещение, тем выше общенациональный дух», - заявил Д.А. Медведев на встрече с руководителями национальных культурных объединений и учеными-этнографами Башкортостана.
В Белгородской области живут представители многих национальностей, религиозных конфессий, носители непохожих политических взглядов и молодежных субкультур. Коллектив студентов Белгородского индустриального колледжа тоже является многонациональным, включает ребят с ограниченными возможностями и выходцев из других регионов страны и других государств. Поэтому, понимая важность поставленной перед образованием задачи, преподаватели социально-экономических дисциплин активно работают в этом направлении. Среди студентов нашего учебного заведения проводятся анкетирования, экспресс-тестирования с целью выявления возможных экстремистских настроений. С учетом полученных данных планируется работа по формированию толерантности. Она предполагает использование как учебных занятий, так и внеаудиторных мероприятий. С учетом сложности и длительности этого процесса, преподаватели стремятся включать в него обучающихся всех курсов. На занятиях по обществознанию, философии, истории, православной культуры педагоги стараются показать студентам разнообразие жизни в обществе, многообразие мнений, религий, интересов. Красной нитью изучения общественных дисциплин проходит мысль о мире как единстве многообразия.
На занятиях по обществознанию первокурсники имеют возможность приобщиться к данной проблеме при изучении тем «Социальные общности и группы», «Этнические общности и межнациональные отношения» и др.
На втором курсе эстафету принимают философия и история. Так, например, при рассмотрении темы «Философия и культура» обучающиеся получают опережающее задание подготовить сообщения, презентации о различных явлениях культуры, в том числе, разных народов мира и России, различных субкультур. Продолжением этого разговора является обсуждение проблем «Человек как главная философская проблема», «Философия и общество», «Философия и искусство», «Философия и религия», «Философия и история» и других. При изучении истории раскрываются истоки многонационального и многоконфессионального русского мира, его развитие на протяжение веков, сложности последнего периода советской истории, условия формирования российского общества со всей его противоречивостью и драматичностью. На конкретных примерах студенты знакомятся с многообразием окружающего социума, убеждаются в ценности человеческой личности, человеческого духа независимо от национальной, расовой, религиозной и любой другой принадлежности.
На третьем курсе в ходе изучения основ православной культуры студенты могут сравнить базовые ценности христианства с основами других религий и прийти к выводу, что любая из них направлена на совершенствование человека, что, в основе своей, каждая из религий стремиться к одному и тому же – открыть человеческое в человеке.
Процесс формирования терпимого отношения к иным людям не может ограничиваться только учебной деятельностью, не может быть только теоретическим. Огромную роль здесь играют совместные мероприятия, в которых участвуют студенты разных курсов, разных способностей, разного состояния здоровья, разных национальностей и вероисповедания.
Внеаудиторная работа организована по нескольким направлениям: открытые мероприятия, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и преподавателями-ветеранами колледжа, классные часы, творческие работы студентов, конкурсы плакатов и эссе, посещение Белгородского центра реабилитации людей с ограниченными возможностями и другие.
Одной из любимых форм мероприятий являются литературно-музыкальные композиции, в ходе подготовки которых студенты подбирают материал, готовят презентации, исполняют стихи. песни и танцы, совершенствуют свои навыки публичных выступлений и раскрывают свои способности. Только в первом семестре 2015-16 учебного года были проведены литературно-музыкальная композиция «Мы разные, но мы вместе», праздник «День народного единства», классные часы «Толерантность – ценность нашей жизни» с экспресс-анкетированием студентов и анализом степени их толерантности, «Холокост: это не должно повториться!». Активно ребята участвуют в конкурсе плакатов, где особую заинтересованность проявляют студенты младших курсов.
Работая над формированием в наших студентах осознанного терпимого отношения к непохожим на тебя людям, преподаватели колледжа осознают, что у толерантности есть и обратная сторона: безразличие ко всему, что тебя окружает; всетерпимость, граничащая с беспринципностью. Учитывая это обстоятельство, в колледже большое внимание уделяется гражданскому и нравственному воспитанию студентов. К 70-летию победы в Великой отечественной войне был проведен целый комплекс мероприятий: научно-практические конференции по основным этапам войны, литературно-музыкальные композиции «Давайте скажем нет войне», «Детство, опаленное войной», праздник «Слава тебе, солдат- победитель!», встречи с ветеранами и другие. Мы пытаемся сформировать у наших обучающихся представления о том, что не может быть терпимого отношения к проявлениям фашизма, национализма, экстремизма в любом их проявлении.
Важное место занимает посещение студентами Белгородского городского центра реабилитации людей с ограниченными возможностями. Ребята знакомятся с работой центра, участвуют во встречах и мероприятиях, общаются с людьми, видят их мужество, жизнелюбие и оптимизм. Примерами такого отношения к жизни являются и некоторые из наших студентов, которые, будучи ограничены в возможностях, достойно учатся, активно участвуют в общественной и творческой жизни колледжа, а бывшие студенты часто посещают родное учебное заведение.
Все эти примеры открыто заявляют о том, что тема толерантности злободневна. Она вызывает истинный интерес, способствует саморазвитию и самореализации личности, формирует активную жизненную позицию, правовое сознание личности, ее толерантное мышление.

Список литературы
1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно – публицистический вестник. М., 2001.
2. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме. Вопросы философии, №11, Москва, 1997, с. 46-54.
3. http://loza.prihod.ru/v_pomoshh_uchitelju_opk_razdel/view/id/10582
4. http://dic.academic.ru/
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar