- 0.0 Рейтинг
- 5184 Просмотра
- Обсудить
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Великоустюгский автотранспортный техникум», г. Великий Устюг
На сегодня, актуальна та педагогическая технология в воспитательной работе, которая сумеет эффективно повлиять на коллектив и дать положительный результат в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения при сложившихся современных условиях.
Объект - педагогическая технология в воспитательной работе.
Предмет - особенности современной педагогической технологии в воспитательной работе с молодежью образовательного учреждения.
Цели и задачи темы:
1.Раскрыть технологию воспитательной работы классного руководителя с коллективом группы.
2.Предложить рекомендации для результативной воспитательной работы классного руководителя с группой.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива (по Е.Н.Степановой)
Наиболее существенные и важные компоненты воспитательной системы класса:
• Индивидно - групповой.
• Ценностно - ориентационный.
• Пространственно - временной.
• Функционально - деятельностный.
• Диагностико - аналитический.
Индивидно - групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса классный руководитель (воспитатель); учащиеся; их родители; педагоги и другие взрослые.
Ценностно-ориентационный компонент: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Функционально -деятельностный компонент:
- системообразующий вид деятельности классного сообщества;
- основные функции воспитательной системы;
-педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
Пространственно-временной компонент:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы становления и развития воспитательной системы.
Диагностико - аналитический компонент:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения её результативности;
- формы и способы анализа, оценка и интерпретация полученных результатов.
А.С. Макаренко: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса» [4; 58].
Особенности содержания и методики:
Выбор системообразующей деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей студентов, личностных особенностей классного руководителя, типа и структуры учебного заведения, а также от сотрудничества участников воспитательного процесса.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы/ техникума/ и семьи обучающихся играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую образовательным учреждением по отношению к обучению студентов и, участвуют в ее реализации. Одна из важнейших задач классных руководителей- способствовать единению, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития обучающихся. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.
В основе сотрудничества взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Эффективность воспитания ребенка значительно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа (техникум) и семья. При этом обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации обучающегося, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если:
- данные участники положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
- осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности;
- создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
- отсутствует навязывание, давление на детей и родителей;
- действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников данного сотрудничества.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление таких знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо организовать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используют различные формы и мероприятия, основные из них:
1.Изучение семей обучающихся через анкетирование, которое включает вопросы, связанные с информацией, не только для заполнения журнала, но и вопросы, позволяющие хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих обучающихся.
2.Работа родительского комитета, который должен пользоваться авторитетом среди родителей группы и осознавать ответственность, которая возлагается на него.
3.Классные родительские собрания, на которых каждый из присутствующих должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, иметь возможность высказаться и в случае необходимости получить рекомендации или советы от классного руководителя.
4.Индивидуальная работа с родителями, которая помогает установить непосредственный контакт педагога с членами семьи обучающегося и добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка.
Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи с образовательным учреждением, и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с преподавателем по поводу получения назиданий и выговоров, а организация конкретной помощи в деле воспитания их ребенка.
Поскольку родители являются социальными заказчиками образовательного учреждения, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе техникума.
Основные признаки, влияющие на результативность воспитательной работы
Показателем положительных результатов педагогической воспитательной работы классного руководителя, с родителями обучающихся являются - хорошее отношение и ответственность студента к учебе, и активное участие его в общественной жизни техникума.
Основные признаки:
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей, обучающихся в рамках педагогического процесса.
2. Определение причин противоречий между педагогом (классным руководителем) и родителями.
3. Выполнение требований к поведению педагога при установлении им контактов с родителями обучающихся, а именно:
-сознание и нравственная ответственность перед родителями обучающихся за результаты обучения и воспитания;
-поиск контактов с родителями обучающихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества;
-недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей;
-повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей;
-тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей;
-анализ критических замечаний родителей обучающихся по отношению к педагогу.
Наша современная и реальная действительность рыночных отношений накладывает свои отпечатки на взаимоотношения между классным руководителем и родителями обучающихся. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения данной проблемы. А в наших условиях учебно- воспитательного процесса в техникуме, когда обучающиеся имеют базу общеобразовательной подготовки «9» и «11» классов, считают себя уже взрослыми и чаще отвечают «Родители тут ни при чем». Приходится искать те формы сотрудничества, которые будут приемлемы и эффективны. Поэтому воспитательную работу классного руководителя с родителями можно разделить по направлениям:
1.Со всеми родителями группы в рамках родительских собраний.
Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания.
2. С отдельной частью родителей студентов, имеющих проблемные ситуации в учебно-воспитательной деятельности, проводить беседы индивидуально.
3.При анкетировании студентов, необходимо поставить вопросы о родителях : ФИО родителей, место работы, кем работают, № телефона и др.
4.Анкетирование родителей с целью изучения характера обучающихся, взаимоотношений в их семьях. Можно использовать вопросы:
-Какие положительные (отрицательные) качества характера своего ребенка Вы можете назвать?
-Чем увлекается ваш ребенок во внеурочное время?
-Приглашает ли Вас на классные мероприятия? Хочет ли видеть Вас в техникуме?
- Делится ли ваш ребенок с Вами впечатлениями о событиях учебной жизни, жизни группы?
Характер взаимоотношений родителей и педагогов нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу (классному руководителю) важно наладить контакт с родителями обучающихся, и постараться организовать их союзниками в деле воспитания.
Список использованной литературы
1.Байбородова, Л.В.Изучение эффективности воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях. Ярославль, 2004г.
2.Кукушина, В.С. Педагогические технологии: учеб. Пособие- М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.
3.Максимова, В.Н.Диагностика как фактор развития образовательной системы. СПб., 2005г.
4.Остапенко, А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология / А. А. Остапенко. – М. : Нар. образ., НИИ шк. техн., 2005. – 384 с.
5. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М. : НИИ шк. техн., 2005. – 224 с.
6.Степанова, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности- М:2000г.
7. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарики, 2000. – 519 с.
8. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005. – 350 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.