Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Март » 13

О сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
СОФ МГРИ имени Серго Орджоникидзе, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: Патриотическое воспитание молодежи является важнейшей гранью воспитательного процесса любого учебного заведения, а его организация – одной из основных задач всего педагогического коллектива. В статье представлены результаты анкетирования, проведенного среди студентов СОФ МГРИ (СПО), касающегося сохранения исторической памяти о войне, ее крупнейших сражениях, военачальниках, а также членов семей студентов, участников военных действий или тружеников тыла.
Ключевые слова: историческая память, Великая Отечественная война, отношение, студенты.

В прошлом учебном году, в рамках работы лаборатории социологических исследований СОФ МГРИ, в преддверии празднования семьдесят пятой годовщины победы в Великой Отечественной войне, было проведено анкетирование 600 студентов СОФ МГРИ, обучающихся по программам СПО. В ходе социологического опроса мы пытались выяснить несколько моментов, касающихся сохранения исторической памяти о войне, ее крупнейших сражениях, военачальниках, а также членов семей студентов, участников военных действий или тружеников тыла.

Какие результаты мы получили? Прежде всего, следует с удовлетворением отметить, что 96% студентов, принявших участие в анкетировании, проявляют интерес к событиям Великой Отечественной войны, причем, неподдельный, и собираются принять участие в мероприятиях, посвященных этой знаменательной дате. При этом 88% опрошенных респондентов воспринимают этот праздник, как подвиг старших поколений, безусловный пример для современной молодежи. Оказалось, что 84% молодых людей считают, что знание истинных фактов и результатов необходимо для современной молодежи, а 92% респондентов указали, что у них есть личный интерес к изучению событий этой войны.

Выяснилось, что родственники 93% студентов участвовали в военных событиях 1941-1945 года. У большинства (72%) это были лица мужского пола (дедушки, прадедушки и прапрадедушки), у 11% - лица женского пола (бабушки, прабабушки, прапрабабушки), а у 10% - обеих полов. Как часто в семьях вспоминают о Великой Отечественной войне? Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: «часто» - 27 %, «редко» - 41 %, «в памятные даты» - 32%. Опрос также показал, что студенты знают о военном прошлом своих родных: кем и где служили, какие имеют награды, какие получили ранения в боях. Были и те, кто написал, что их родные (прапрадеды) были участниками Финской и Японской войн. Кстати, практически у всех дома есть фотографии воинов. Их бережно хранят, как семейную реликвию. Есть и портреты, с которыми родители и дети участвуют в ежегодном традиционном шествии «Бессмертного полка».
Следует сказать, что респонденты характеризуют поколение освободителей исключительно положительным образом. Это люди мужественные, честные, сильные духом, смелые, стойкие, отважные, волевые, а также ответственные за судьбу своей страны. Многие отметили и высокие моральные качества военного поколения.

Характерно, что 76% считают важнейшим фактором, обеспечившим победу советского народа в Великой Отечественной войне, именно чувство патриотизма. В связи с этим, мы попытались выяснить, как наши респонденты понимают это чувство? Итак, 52% ответили на вопрос: «Что значит быть патриотом своей страны?» следующим образом: «знать и уважать историю России», «испытывать гордость за свою страну». Еще 36% считают, что настоящий патриот должен чувствовать ответственность за все, что происходит в стране, а также должен быть готов пожертвовать собой ради ее интересов. Оставшиеся указали, что патриот активно участвует в политической и общественной жизни страны, честно и добросовестно трудится на ее благо. При этом, 34% респондентов называют себя патриотами, 61% скорее считает себя таковыми, а 5% не видит в себе этого качества.

В анкете респондентам был предложен ряд вопросов, касающихся непосредственно Великой Отечественной войны. Так, студентами были выделены сильные и слабые стороны Советского Союза. К сильным сторонам были отнесены: сила духа, патриотизм, мужество, вера в победу, любовь к Родине, сплоченность народа, помощь мирных жителей. Не остались без внимания и такие моменты, как: быстрое перепрофилирование производства для военных целей, высокий уровень организации военных операций, талантливые военачальники. В качестве слабых сторон респонденты указали следующие: внезапность нападения противника, слабую подготовку к войне, недостаток в техническом вооружении, численности и уровне подготовки войск, отсутствие опыта ведения военных действий.

Затем студентам были заданы пять самых популярных вопросов о Великой Отечественной войне. Первый из них касался длительности войны. Оказалось, что 81% от числа опрошенных помнит, что она продолжалась 3 года 10 месяцев и 18 дней, или 1418 дней и ночей. Сколько людей погибло? Отрадно, что цифры: около 26,6 миллионов человек, а по неофициальным данным – около 43 миллиона человек, отметили 75% респондентов. А вот о том, каков был материальный ущерб для нашей страны от войны (около 2,5 триллионов рублей, более трети национального богатства СССР, а в тех областях, которые во время войны были оккупированы - примерно 65%), верно ответили чуть более половины (52%) от числа опрошенных студентов. Сколько городов было разрушено полностью? Цифры: 1710 городов и около 70 тысяч сел и деревень, тоже оказались на слуху, их назвали 71%, как и продолжительность блокады Ленинграда (871 день), которую указали 73% респондентов.

Какие решающие сражения Великой Отечественной войны были названы анкетируемыми? Перечислю пять из них, наиболее часто встречающихся в ответах студентов. Это битвы: Московская, Сталинградская, Курская, а также Белорусская и Берлинская операции. Кого студенты отнесли к выдающимся полководцам и военачальникам Великой Отечественной войны? Это: И.В. Сталин, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, Г.К. Жуков, К.Е. Ворошилов, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, И.Д. Черняховский, С.К. Тимошенко, В.И. Чуйков, И.Х. Баграмян.

Следует отметить, что свои основные представления о событиях войны студенты получили в ходе изучения истории Отечества. Кроме того, были отмечены такие факторы, как фильмы, а также художественные произведения о войне. Оказалось, что 76% респондентов смотрели такие фильмы, как: «А зори здесь тихие», «Офицеры», «В бой идут одни старики», «Брестская крепость», «Батальоны просят огня», «Молодая гвардия», «Василий Теркин», «Они сражались за Родину», «Семнадцать мгновений весны». Это что касается классики. Характерно, что 88% студентам интересны и сравнительно недавно выпущенные фильмы. Были названы следующие ленты: «Сталинград», «Снайпер», «Девятая рота», «Завтра была война», «Мы из будущего».

Однако, более двух третьих от числа анкетируемых студентов отметили, что фильмы не всегда правдиво и реалистично отображают военные события. Так, 17% отметили, что в современных фильмах война и ее участники изображаются негативно, а 6% указали, что в этих фильмах перестали приукрашать действительность тех событий. Что касается объективности освещения в отечественных СМИ событий второй мировой войны и участия в ней Советского Союза, то мнения студентов разделились в пропорции три к одному. Так, 76% считают, что они освещаются взвешенно и объективно, отражая реальный вклад стран-участников в происходившие события .

Больше 90% респондентов уверены, что нужно обязательно проводить общественные мероприятия, связанные с памятными датами Великой Отечественной войны. Среди них были названы следующие: патриотические фильмы с захватывающим сюжетом; интерактивные выставки с интересными фактами и анимацией; благотворительные акции. А также осуществление совместной реальной помощи ветеранам и пожилым людям, посещение домов престарелых, театральные постановки и музыкальные концерты «Песни Войны» и, безусловно, проведение Парада Победы 9 мая в г. Москве и других городах страны.

Если говорить об исторической памяти, то ее важнейшим компонентом является оценочно-ценностное отношение к прошлому, ведь именно оно определяет смысл исторических событий, предшествующих поколений и отдельных личностей. Характерно, что 94% респондентов выразили свое согласие со следующими высказываниями: «Нам нужно гордиться победой в Великой Отечественной войне», «Нам всегда нужно помнить о войне 1941-1945 года», «Великая Отечественная война – это героическое прошлое нашего народа», «Великая Отечественная война – это доказательство мощи, сплоченности и силы нашего народа». Таким образом, мнения практически всех студентов сошлись на том, что следует гордиться победой и сохранять память о Великой Отечественной войне, как пример героического прошлого нашего народа, доказательство его силы, любви и преданности своей Родине.

Следует отметить, что 96% опрошенных считают, что именно героизм советского народа вместе с его беззаветной преданностью Родине сыграли главную роль в разгроме фашистских захватчиков. Кроме того, 94% респондентов выразили уверенность в том, что основную тяжесть в борьбе против фашизма во второй мировой войне вынес СССР. А 42% студентов указали, что главным стал уровень военно-технического производства, достигнутый СССР в ходе войны. Еще 35% согласились с тем, что важнейшим условием победы в Великой Отечественной войне стали железная воля Сталина и твердый порядок, наведенный им в стране. Всего 23% студентов выделили такой фактор, как значимость помощи союзников, особенно США.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что молодежь позитивно относится к истории Великой Отечественной войны, интересуется событиями того времени, гордится победой в войне 1941-1945 годов, чтит память героев, а также принимает активное участие в различных мероприятиях, связанных с этой страницей истории нашей страны. Связь поколений не утрачена.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar